Энергосберегающая краска (краска-"термос")
В 1990-е годы за рубежом разработали для применения в космической
технике краску, позволяющую уменьшить теплопередачу от тела в
атмосферу. Достигалось это тем, что в вязкую жидкость, похожую на клей ПВА
или акриловую грунтовку,
добавляли пустотелые шарики, изготовленные из керамики и силиконовой
резины. Изготавливаются эти шарики в автоклавах при легком вакууме,
и после отвердевания оболочки и выемки из автоклава шарики не
разрушаются от атмосферного давления ввиду своих малых размеров
(диаметр – 0,01...0,08 мм) и сферической формы (вспомните, как
трудно раздавить яйцо, сжав его в кулаке). После нанесения краски
(шарики, перемешанные в жидкости) на поверхность, которую надо
теплоизолировать (например, наружная поверхность стены кирпичного
дома), самая жидкая часть краски улетучивается в атмосферу, шарики
оказываются равномерно в 10..50 слоев внедренными в слой высохшего
покрытия. Теплопередача теперь в основном происходит через высохший
ПВА, и в малой степени через шарики с вакуумом внутри. Теплопередача
высохшего покрытия во много раз ниже, чем у всех известных
теплоизоляторов (пенопласт, минвата, керамзит, воздух и т.д.).
Для лучшего понимания возможностей энергосберегающей краски
приведем примеры:
а) Возьмем стальной бак с кипящей водой (например, банный бак,
вмурованный в кирпичную печь), покрасим нашей краской одну из стенок
бака, дождемся ее высыхания. После этого попробуем коснуться ладонью
неокрашенной и окрашенной стенки бака. Соответственно, в первом
случае получим ожог, во втором - сможем 10...20 секунд держать
ладонь прижатой к баку, рука способна будет терпеть контакт с
горячей стенкой.
б) Возьмем стеклянную бутылку 0,5 л, покрасим ее снаружи (кроме
горлышка) нашей краской, получим самодельный термос - горячая
жидкость в такой бутылке остынет намного медленнее, чем в
непокрашенной.
в) Как увеличить внутренний объем изотермического фургона грузового
автомобиля для перевозки скоропортящихся продуктов: удалим листовой
утеплитель (пенополиуретан
[ППУ] или
пенополистирол [ППС]),
покрасим оставшийся каркас фургона нашей краской в несколько слоев,
получим внутренний объем больше, чем было в начале, при равных
теплозащитных свойствах.
г) Труба с холодной водой, проходящая через вашу ванную комнату,
покрывается росой?
Красим эту трубу нашей краской, желательно, когда она сухая (это
может быть в то время, когда из этой трубы почти не потребляют воды
- ночью, летом в выходные дни и т.д.), и получаем трубу, на ощупь
теплую, соответственно, не подверженную запотеванию.
д) и так далее (можете присылать свои идеи, разместим с указанием
автора).
Принципиальная схема структурного строения любого
жидкого
керамического теплоизолятора |